География - одна из самых древних наук. Уже более пяти тысяч лет она описывает страны, земли, моря и океаны. Путешественники описывали все новое, не виданное ранее. Именно описательный метод неразрывно связал географию и литературу. Во все времена наиболее яркие и интересные описания путешествий читали как приключенческие романы. Настоящий расцвет география пережила в эпоху великих географических открытий. Редкие до тех пор, описания путешествий стали чрезвычайно многочисленными и популярными. Путешественники описывали все новое, не виданное ранее. В наше время, когда на карте фактически не осталось «белых пятен» и казалось бы, описаны все уголки нашей планеты связь географии и литературы, не только не прервалась, но стала еще более интересной и насыщенной. Путешествия по-прежнему остаются неисчерпаемым источником вдохновения для художественной литературы. Каждый новый писатель по-своему смотрит на много раз описанную местность. Постепенно собирается обобщенный, с выделением главных черт, образ местности, ее живописный портрет. В свою очередь образ местности является одним из ключевых понятий краеведения и страноведения. Кроме того, с точки зрения географии интересны и те произведения, в основу которых не было положено путешествие: ведь почти каждый литературный сюжет разворачивается на фоне определенного пейзажа. В изучении географии сегодня, очень важно показать ученикам насыщенный и яркий образ той или иной географической области, региона или страны в целом. В этой связи, использование литературных образов, созданных выдающимися русскими и зарубежными писателями, помогает достичь наиболее полного видения картины мира, формирование географической культуры и географического мировоззрения. Кроме того интегрирование учебных дисциплин, в данном случае «География» и «Литература» в рамках учебного проекта «Прекрасен мир вокруг тебя» способствует развитию как предметных, так и метапредметных компетенций обучающихся.
ПРЕДМЕТНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ Учебный проект «Прекрасен мир вокруг тебя» интегрирует учебные дисциплины «География» и «Литература». Кроме того, в связи с многообразием художественных произведений, возможна интеграция и других учебных дисциплин, таких как «Краеведение», «История», «Биология». ЦЕЛЬ УЧЕБНОГО ПРОЕКТА Формирование географической культуры и мировоззрения на основе анализа и изучения художественных произведений. ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО ПРОЕКТА
ВОЗРАСТ ОБУЧАЮЩИХСЯ Учебный проект предполагает работу в средней школе с обучающимися 5-9 классов. Однако в зависимости от выбранного литературного произведения, возможны самостоятельные исследовательские работы, как в младшей, так и в старшей школе. САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, В РАМКАХ РЕАЛИЗУЕМОГО УЧЕБНОГО ПРОЕКТА В 2015-2016 учебном году в рамках проекта были разработаны и реализованы следующие исследовательские работы:
В завершении работы над проектом планируется заключительная конференция, на которой будут представлены самостоятельные исследовательские работы учеников. Таким образом, результаты работы над проектом будут оформлены в виде:
ВРЕМЯ ВЫПОЛНЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЕКТА Работа над проектом требует достаточно большого объема времени и проводится в качестве дополнительных занятий с обучающимися, в рамках спецкурса по географии для 7-8 классов. Программа спецкурса рассчитана на 2 учебных года из расчета 1 час в неделю. Проект начат в сентябре 2015 года, завершение запланировано на май 2017 года. ПРОГРАММНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, НЕОБХОДИМОЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЕКТА Техническое оснащение: компьютер, принтер/сканер, доступ к интернету Программное обеспечение и материалы на печатной основе:
УСЛОВИЯ КОНТРОЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ. При выполнении учебного проекта планируется проведение как текущего, так и промежуточного и итогового контроля. Текущий контроль осуществляется посредством: опросов и самостоятельного анализа работы обучающихся. Промежуточный контроль осуществляется учителем и одноклассниками при публичном представлении результатов самостоятельной исследовательской работы. Итоговый контроль будет, осуществляется на завершающей конференции. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ИТОГОВОЙ РАБОТЫ:
|
Статус проекта: в работе.